Тема: Очевидное - Невероятное : Зеленые Дети Вулпита Сб Мар 23, 2013 10:40 pm
В смутные годы правления короля Стефана Английского (1135— 1154) в деревушке Вулпит возле городка Бери Сент-Эдмундс (графство Саффолк) случилось странное происшествие. Во время сбора урожая, когда жнецы работали в поле, из глубокой ямы, выкопанной для ловли волков, которую называют «wolf pit» (отсюда название деревни) появились двое маленьких детей.
Память о зеленых детях в Вулпите сохраняется и поныне. Был солнечный августовский день середины XII века. Крестьяне из деревни Вулпит, что в графстве Суффолк, в 112 километрах от Лондона, спокойно собирали урожай, как вдруг увидели нечто странное: через поле к ним шли мальчик и девочка. В этом, конечно, не было бы ничего необычного, если бы... кожа, волосы и одежда детей — все не было бы совершенно зеленым!
Хронисты свидетельствуют Зеленые дети
Крестьяне забросили работу. Надивившись на чудо, они решили отвести их в деревню и показать сэру Ричарду Кейну. Зеленые дети говорили на языке, которого никто не понимал, но знаками сумели объяснить, что хотят есть. (Кстати, жителям тогдашней Англии, едва-едва завоеванной франкоязычными норманнами Вильгельма, в той или иной степени были известны все языки соседних народов: здесь помнили данов и норманнов со скандинавскими наречиями, не утеряли германского англо-саксонского наречия, слышали французский язык рыцарей-завоевателей из Нормандии, узнавали кельтские говоры валлийцев, ирландцев и шотландцев, а священники пользовались латынью.) Сэр Ричард Кейн и его слуги были добры к необычным детям и щедро предложили разнообразные яства и напитки. Но странно: те отказывались от всего, несмотря на явные признаки голода. Один из древних хронистов, Уильям Ньюбургский, чей манускрипт на латинском языке хранится под номером 3875 в Харлейанской коллекции Британского музея, описывает в деталях реакцию детей, когда им дали стручки фасоли. Казалось, дети знали, что это такое, и даже поняли, что это можно есть, но никак не могли вынуть зерна из стручков, пока кто-то из селян не показал им, как это делается. И тогда они с жадностью накинулись на эту еду. По словам этого хрониста и другого — Ральфа, аббата Когсхолла, — дети мало-помалу привыкли к незнакомой еде, и впоследствии их кожа практически потеряла свой зеленый цвет. Их окрестили. Правда, мальчик умер уже через несколько месяцев. Его же сестра, однако, легко приспособилась к местной жизни и некоторое время работала в деревне. Аббат Ральф описывает ее как «развязную и капризную» девушку. Несмотря на это, а может быть, и благодаря своему раскованному поведению, ей удалось выйти замуж и счастливо прожить всю оставшуюся жизнь в Кингс-Линне, в графстве Норфолк. Как Уильям, так и Ральф были хронистами, достойными доверия. Уильям был весьма объективным критиком и эрудитом и сам выражал большие сомнения в правдивости этой истории. Похоже даже, что он с неохотой включил ее в свою хронику. А летопись аббата Ральфа в этой части явно была основана на словах самого сэра Ричарда Кейна или кого-то из его близкого окружения: многие детали и то, с каким знанием Ральф говорит о нравственном облике девушки, указывают на подлинность всех изложенных фактов.
Итак, предположим, что все рассказанное — правда. Необъяснимы при этом три вещи— цвет кожи детей и их незнание языка. Дети-иностранцы в средневековой деревне — это странно. Зеленая кожа— странно вдвойне. И третье — откуда они, вообще, взялись посреди крестьянских полей, почему не были остановлены раньше, другими, кто при встрече с ними наверняка не меньше удивился бы их странной окраске?
Земля Святого Мартина
Когда дети достаточно выучились английскому языку, чтобы общаться со своим новым окружением и благодетелями в Вулпите, они рассказали занятную историю. Они объясняли всем, что прибыли из христианской страны, которую называли «Земля Святого Мартина». Что это за земля?
В Европе был когда-то очень знаменит Святой Мартин Турский (316 — 397 гг.). Он был выдающейся фигурой в деле распространения монашеских идеалов в Европе. В его честь были построены тысячи церквей. Пятьсот деревень носили его имя. Но к двенадцатому веку это имя несколько потускнело. А страны такой и вовсе не было.
Разве что Земля Святого Мартина зеленых детей могла бы быть одной из деревушек Франции, носящих имя турского святого? Предположим, что детям не была известна разница между страной, деревней и, скажем, землей, принадлежащей монастырю Св. Мартина. Но Мартин — французский святой и в Англии его культ не был распространен. Как же тогда французские дети оказались рядом с волчьими рвами в восточной Англии? И почему их не понял никто в тогдашней Англии, буквально нашпигованной франкоязычным норманнским дворянством, в Англии, где и сами короли были французами? Почему, наконец, дети объясняли селянам, что в Земле Святого Мартина никогда не бывает света больше, чем в Англии при утренних или вечерних сумерках? Во Франции-то?
Далее. Ребятишки рассказывали, что пасли овец своего отца в Земле Святого Мартина, когда услышали странный звук и увидели манящий ослепительный свет. Единственное, что помнят дети, это то, как они очутились в поле у Вулпита, совершенно изумленные и испуганные ярким летним солнцем...
Но в дальнейшем они включили в свой рассказ совершенно противоречащую всему прежде сказанному подробность появления в окрестностях Вулпита. Дети заявили, что прошли через какой-то туннель, в конце которого увидели сверкающий свет. Выйдя к этому свету, они были ошеломлены и сбиты с толку тем переполохом, который вызвало их появление у крестьян, и не смогли найти обратную дорогу к туннелю. Впоследствии они прибавили еще одно сообщение о Земле Святого Мартина: ее можно видеть на большом расстоянии, как светящуюся страну на другом берегу большого озера или реки (предположительно, находящейся в той самой области Суффолка, где они появились).
Некоторые историки предположили, что дети, на самом деле, были одними из тех многочисленных в средние века полурабов, которых заставляли трудиться на медных рудниках. Постоянный контакт с медной пылью может вызвать различные изменения внешнего вида человека, в числе которых и окрашивание кожи и волос в зеленый цвет. Есть и современные примеры этого явления, связанные не с эксплуатацией на медных рудниках, а со случайным контактом с медью. По словам автора статьи, напечатанной в лондонской газете «Дейли мейл» в ноябре 1995 года, рыжие волосы нескольких шведских подростков стали зелеными после того, как мальчики попили воду из водопровода, зараженного окисью меди. В той же статье сообщается о зеленой кошке, которую видели в Дании и у которой в крови, как обнаружилось, имелся значительно превышающий обычный процент содержания меди. То, что дети рассказывали о недостатке света в Земле Святого Мартина, как раз соответствует условиям жизни на медной шахте.
Если по какой-то странной причине дети были привезены с медных рудников континента, нет ничего необычного в том, что они не понимали английского. Эта гипотеза становится еще более правдоподобной, если вспомнить о длинном туннеле или пещере на берегу озера или реки, упоминаемых детьми; хотя эта подробность вступает в явное противоречие с их прежним рассказом о том, как они пасли овец своего отца и оказались у волчьих ям Суффолка. Но и это может быть объяснено просто: два голодных ребенка-раба сбегают с медного рудника и придумывают историю о Земле Святого Мартина и овцах своего отца для того, чтобы их не вернули обратно.
Да, но — отсутствие понятия о земной пище?! Неумение есть, да к тому же фасоль — одно из самых распространенных культурных растений средневековья! Люди из другого измерения? Но что, если они не были хомо сапиенс в прямом смысле этого слова? Тогда почему настолько походили на нас? И если вообще не были людьми, то кем были и откуда прибыли?
По мнению некоторых исследователей, склонных к фантастическим предположениям, Земля Святого Мартина могла находиться на другой планете, или в другом времени, или даже в другом измерении. Не были ли туннель или пещера, по которой дети пришли в наш мир, чем-то вроде тропинки, соединяющей нас с далеким царством, похожим на Срединную Землю Толкиена, тропинкой, проложенной между прошлым, настоящим и будущим?
Что ж, как ни странно, эта гипотеза объясняет многое, если не все. Если — другое измерение, тогда необходимы были лишь незначительные генетические изменения для того, чтобы зеленая кожа и волосы приобрели человеческий цвет. Более того, если не современная генная инженерия, то современная наука может представить себе ситуацию, когда гентехнология с успехом внедрила бы хлорофилл в человеческое тело. Мужчина или женщина тогда могли бы получать питание, то есть энергию просто из двуокиси углерода и солнечного света, как это делают растения. Такому человеку было бы достаточно постоять на солнцепеке и зарядиться энергией, вместо того, чтобы есть. Тем более полезная техника, если мир твоего Святого Мартина более тускл, чем даже туманный Альбион.
Что, если зеленые дети были продуктом генной инженерии именно такого рода, возможной в будущем нашего мира, или других миров, или некой Земли, которая существует «параллельно» нашей, но на которой развитие происходит в другом измерении? В бесконечно загадочной Вселенной все возможно... Или же, несмотря на все доверие к словам хронистов, следует допустить, что зеленых детей никогда не было и вся эта история — плод богатого воображения какого-то сказителя восточной Англии в XII веке?