Я подошел, и вот мгновенный, Как зверь, в меня вцепился страх: Я встретил голову гиены На стройных девичьих плечах. Н. Гумилев, «Ужас»
Псоглавцы, они же песьеглавцы, песиголовцы или кинокефалы, известны издревле, причем сразу многим культурам. Человекоподобные существа с собачьей, волчьей, шакальей либо гиеньей головой (сегодня мы знаем, что гиена ближе к коту, чем к псу, но простим древним это заблуждение, нередкое и в наши дни) встречались:
грекам (в Африке и Азии); римлянам (на Ближнем Востоке и далее); индийцам (там же, хотя для них это скорее Ближний Запад); персам (в Индии); китайцам (в северных лесах, то бишь Приморье и Восточной Сибири); египтянам (в верховьях Нила); зулусам (в районе Конго); есть отдельные намеки на них и у кельтов, норманнов и других народов. а также у славян
Иными словами, распространены кинокефалы были довольно широко; впоследствии, когда белых пятен в Старом Свете стало поменьше, часть этого племени перебралась на восток — на Острова Пряностей (Молуккские) и в Индонезию, но большинство отправилось через Атлантику в Новый Свет. Где их встречали еще довольно долго — последнее упоминание относится к 18 веку. Не иначе только чистая случайность помешала Джорджу Вашингтону вести с собакоголовым народом переговоры от имени новосозданной республики!
Усы, лапы, хвост
Внешний вид псоглавца нетрудно вообразить по его названию. Ростом он, как правило, с высокого человека (6-6,5 футов, то есть 180-195 см), хотя встречались и более крупные разновидности — где-то до двух с половиной метров. Часть авторов указывает на то, что в полный рост их никто не измерял, — псоглавцы ходят, опустив голову. Впрочем, большинство источников этот тезис не подтверждает. В древнейшие времена псоглавцы были мельче: сообщают даже о карликовой разновидности в половину человеческого роста. Хвост у псоглавца наблюдали немногие — вероятно, его купируют в детстве. Но некоторые авторы отмечают наличие хвоста — не метелкой, как у большинства собак, а гладкошерстного, как у дога. Пальцы снабжены небольшими когтями — не настолько крупными, чтобы мешать пользоваться орудиями. Руки и грудь изрядно волосаты, но не полностью покрыты шерстью; а вот голова целиком зарастает коротким волосом; иногда на затылке бывает обильная грива. Цвет волос — обычно рыжеватый, но встречаются бурые, изредка — серые и даже серо-зеленоватые, под характерный цвет гиен. Судя по всему, голову кинокефала нельзя назвать однозначно ни собачьей, ни шакальей, ни гиеньей. Она представляет собой нечто среднее между ними: удлиненная морда, как у шакала, даже заостренная, но круглые гиеньи уши, к тому же поставленные по бокам головы, как у человека. Язык псоглавцев преизрядно напоминает лай, но никто из авторов не хвалился тем, что его понимает. В бою и на охоте
Наивно было бы ожидать от подобных существ кротости. Псоглавцы хищны (либо всеядны, но все равно предпочитают мясо), агрессивны и не прочь полакомиться разумными существами — лучше всего людьми, но сойдут и другие, даже соплеменники. Племя псоглавцев организовано наподобие волчьей стаи: правит сильнейший из мужчин (самцов?), при нем несколько бойцов послабее, и власть вожака тем крепче, чем ближе опасность или дичь. У женщин — своя сходная иерархия, и предводительница женской части стаи практически всегда становится супругой вожака. А не наоборот — супруге вожака не вручается власть, если она не самая сильная в «прекрасной» половине стаи, наоборот, она лишится своего статуса супруги,Правда, лишится не полностью — моногамией псоглавцы отнюдь не отличаются. Степень свирепости псоглавцев сильно различается у разных авторов и в разных кинокефальих племенах. Часть авторов считает их «благородными дикарями», есть и приписывающие им всевозможные пороки, в первую очередь свидетельствующие о лютом и безжалостном нраве. Некоторые псоглавцы поедают всех, кого смогут, а в голодное время даже собственных детей; другие включают в свою диету соплеменников только в случае войны между кланами; третьи и вовсе переходят на питание скотом и четвероногой дичью, а некоторые даже... крестятся. Но об этом чуть позже.
Все источники сходятся в том, что псоглавцы не ходят голыми, а носят одежду (сделанную из звериных шкур, но все же...). Это, кстати, послужило средневековым теологам бесспорным доказательством того, что у них есть душа! Дело в том, что раз псоглавцы одеваются, значит, им ведом стыд, а стыд происходит, как известно, от первородного греха. В бою они тоже пользуются отнюдь не зубами, а оружием. Каким — это зависит от места, но популярнее всего, похоже, булавы, луки, топоры, копья, дротики, встречаются цепы, секиры, сабли и даже длинные луки на манер английских. Воюют псоглавцы, как правило, рассыпным строем, на бегу мечут дротики, после чего переходят в ближний бой; и тут их вполне можно побеждать за счет дисциплины и стены щитов — как римляне галлов.
Святой Христофор
Пожалуй, самая интересная история, касающаяся песьеглавцев, — это история о святом Христофоре. По классической версии, он в полной мере относится к героям нашего сегодняшнего рассказа!
Святой Христофор, еще до того как сделался святым, был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину (дело было во времена императора Деция Траяна, в третьем столетии). Песья голова в том немало ему помогала. Разумеется, такого могучего бойца всякому было лестно залучить в свою дружину; однако Христофор (тогда его звали то ли Офферо, то ли Репрев) отказывался, утверждая, что согласится служить лишь тому, кто еще страшней и могущественней, чем он сам. Через некоторое время, не отыскав себе достойного патрона (в гордыне своей он не мог найти никого даже равного себе среди людей), Офферо выяснил, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться и сделать своим господином. Так он и сделал. Однако узнав вскоре, что сам дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул дьявола и стал ревностным служителем божьим, обратив в христианство множество народу.
По другой версии, великан Христофор как-то согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете.) Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика.
Есть еще одна версия жития святого Христофора. Она во всем, кроме главного, противоречит изложенной выше. По ней, святой родился вполне нормальным и очень привлекательным внешне; и поскольку из-за красоты его женщины не давали ему прохода, он взмолился об избавлении от искушения — и получил песью голову.
В 1722 году священный Синод постановил более не рисовать святого Христофора с песьей головой; впрочем, с этим сразу же не согласились старообрядцы, да и в ортодоксальной церкви за соблюдением запрета следили как-то нестрого. До сих пор на многих иконах вы можете наблюдать подтверждение тому, что этот святой в полной мере относится к теме нашего рассказа. Православные справляют его день 22 мая.
Классики о псоглавцах
Первое упоминание о псоглавцах (во всяком случае, в западной традиции) принадлежит Гесиоду. Этот автор VIII века до нашей эры говорит о них, впрочем, бегло и к случаю. Примерно так же кратко высказывается через триста лет Геродот: повествуя о северной Африке, районе современного Туниса, Геродот говорит: «Напротив, часть к западу от этой реки, занимаемая пахарями, весьма гористая, лесистая, с множеством диких зверей. Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, люди-песьеглавцы и совсем безголовые, звери с глазами на груди (так, по крайней мере, рассказывают ливийцы), затем — дикие мужчины и женщины и еще много других уже не сказочных животных.» Сперва я хотел убрать конец этой фразы при цитировании, потому что его традиционно понимают неверно: считают доказательством того, что сам Геродот сообщению о песьеглавцах и прочих не верит. Но это вовсе не так. «Сказочными» он называет тех, кого греки не видели и представить себе могут с трудом. Например, те же рогатые ослы, известные нам сейчас как антилопы, для него тоже сказочны... Но из этого отнюдь не следует, что их не бывает; следует лишь, что относиться к сообщениям на эту тему надо как к подлежащим уточнению. Впрочем, называть Гесиода первым не вполне правомочно: все мы знаем как минимум один значительно более древний пример. Правда, в нем псоглавец — не смертный, но божество. Я, разумеется, говорю об египетском боге Анубисе —в своем классическом облике он имеет человечье тело, но шакалью голову.
Египтяне рисовали и описывали Анубиса за много веков до появления греческих мифов... Были собакоголовые божества и у шумеров, которые еще древнее. Да и другие народы тоже отметились... Но мы сейчас все-таки не о богах и богинях, а о смертной расе.
Ктесий около 400 года до нашей эры пишет о псоглавцах в Индии; это первое известное нам подробное описание кинокефалов. Народ этот был там довольно-таки масштабен — 120 тысяч.
Ктесий упоминает также, что псоглавцы приносят потомство лишь раз в жизни, а рождаются с седыми волосами. По-индийски, добавляет он, их называют калистриями. Питаются псоглавцы, по Ктесию, мясом и плодами дерева сиктафора, а индийский царь, не желая войны с этим свирепым народом, платит ему дань... оружием. Ни много, ни мало — 300 тысяч луков и 50 тысяч мечей в год. Довольно опрометчиво для миролюбивого соседа агрессивного племени! Обитают все 120 тысяч в пещерах, домов не строят. А вот одежду делают действительно из шкур, но шкур выделанных, тонких и уж конечно не с мехом...
Правда, вскоре после этого Александр Македонский организовал в те края масштабную «исследовательскую экспедицию» и псоглавцев не обнаружил. Но вот через небольшое время после его смерти Селевк, правитель Сирии, отправил в Индию послом некоего Мегасфена, и тот в полной мере подтвердил слова Ктесия.
Плано Карпини, известный путешественник на Восток (между прочим, именно от него мы знаем многие подробности о жизни Руси при Золотой Орде) пишет о некоем народе, с которым столкнулись монголы во время одной из войн. У этого народа женщины — вполне человекоподобные (хотя и весьма уродливые), а вот у мужчин головы собачьи. Народ этот весьма воинственен и свиреп, к тому же использует весьма любопытное снаряжение в бою: делает на себе доспехи в виде... ледяной корки. Не вырезает изо льда броню, а именно организует обмерзание воды на теле. Отважное решение!
Не обойдется наш рассказ и без Марко Поло, главного авторитета средних веков и колумбовских времен во всем, что касалось Азии. Марко поместил псоглавцев на остров Ангаман (Андаманские острова?). Разумеется, они — людоеды, но готовят свою добычу с чрезвычайной для Европы роскошью — используя много пряностей... И если Марко Поло сознавался, что пишет об этом с чужих слов, то некий господин Порденоне сам лично их там наблюдал. И сообщил, что едят они вовсе не всех пленников, а лишь тех, за которых не заплатят выкуп.
Христофор Колумб (опять Христофор? Не удивляйтесь: этот святой сделался в западной традиции патроном путешественников) на Антильских островах услышал от местных жителей о загадочном племени каннибалов (это название, а не характеристика!) — свирепом людоедском народе с песьими, как вы уже догадались, головами. Сейчас считается, что речь шла о карибах, или караибах — действительно малоприятных людях, склонных откушать ближнего своего. Впоследствии Колумб стал произносить это слово именно так, в большем соответствии с произношением индейцев; но изначальное написание прижилось во множестве языков. Опять-таки сразу прослеживалась параллель с латинским словом canis — собака... Между прочим, как Колумб сумел так быстро понять, что речь идет именно о песьеглавцах? Может, индейцы ему их нарисовали? Нет; он был готов встретить за океаном именно этот народ, хорошо знакомый по рассказам Марко Поло, и припас картинку с кинокефалом. Спросил у аборигенов: а такие тут водятся? Что аборигены с удовольствием и подтвердили. Дальнейшие путешественники обнаруживали наших героев в Америке неоднократно. Чаще всего — в Бразилии; даже в XVII веке в курс лекций по географии Оксфордского университета входили бразильские псоглавцы. Видали их и на севере, особенно в районе скованных льдом канадских островов. Видимо, эти кинокефалы — в прямом родстве с теми, про которых писал Карпини. А вот псоглавцы из хрестоматийного романа Алоиса Ирасека (он так и называется — «Псоглавцы») вполне историчны, но, по правде говоря, головы у них были нормальные. Псоглавцами называли ходов — чешских порубежников, за их огромных охотничьих псов.
Возможные истоки
Истории о песьеглавцах, как мы уже говорили, крайне многочисленны, совпадают в ряде важных деталей и едва ли могут быть объяснены заимствованием одних авторов у других (это объяснение, нежно любимое советскими историками-мифоборцами и нынешними псевдоисториками-наукоборцами, работает куда реже, чем кажется неспециалисту). Поэтому ученые стараются найти толкование, которое не противоречило бы современному восприятию мира. Многие, например, ссылаются как на прототип псоглавцев на павианов и других собакоголовых обезьян (это их научное название!). Дело в том, что павианы — существа общественные, неплохо организованные, довольно крупные и — большие любители заселять разрушенные или покинутые города. Причем они неплохо в них осваиваются и вполне могут быть приняты за коренное население! Павианы не чуждаются использования орудий (палок, камней, а также того, что найдут в руинах). Правда, ходят они все больше на четырех, и одежду носят, скажем так, нерегулярно (но все же, как и другие высшие обезьяны, порой надевают ее — в подражание человеку или просто чтобы поиграть). Между прочим, Плиний прямо называл своих псоглавцев «собакообезьянами»... Что же до истории о святом Христофоре, то с ним все совсем непросто: хотя из католических святцев его удалили по причине недостоверности его жития, но сам факт существования этого человека (или нечеловека) представляется достаточно реальным. А его песьеголовость зачастую объясняют ошибкой: дескать, происходил он из земли Ханаанской, а ханаанский (cananeus) и собакоподобный (canineus) — слова на латыни очень похожие. Другой вариант — что он происходил из местности Киноскефалия, но это менее вероятно — все источники говорят о деятельности его в Палестине. Впрочем, в православных церквях Христофора рисуют на иконах по-прежнему с весьма убедительной песьей головой.
Много сказок и легенд про етих существ встречается в Карпатах.Описания в етих легендах псеголовцев настолько обыденные что вызывает удивление
Летом 1594 года на Хуст напала 80-тысячная татарская орда, которая опустошила все ближние сёла и окраины города, но все попытки захватить Хустский замок были безрезультатными, и вскоре турки отошли за Карпаты где была устроена засада где много из них погибло ,в етой битве на стороне угорцев принимали участвие псеголовцы ,они были искустными копейщиками (присмотритесь к рисункам и гравюрам почти всюду псеголовец держит в руке копье),ето был последний раз когда татары осмелились перейти через Карпаты
В середине 19 столетия австро-венгерские власти послали карательную експедицию с целью уничтожения псеголовцев в Карпатских горах ,чем окончилась експедиция к сожалению неизвестно.
Есть ряд интересных сказаний утверждают что псеголовцы жили в высокогорных селах до 20 столетия ,они жили по соседству с людьми,имели дома,разводили скот,охотились и кстати не гнушались и человеческих женщин. Когда в село приходили чужаки псеголовцы напускали мару (дословно видение) возможно своеобразный гипноз и их просто не замечали.
Изучая старословянский былинный епос можно встретить итересный персонаж Палкан (или Полкан)
Палкан — пес, богатырь, песиголовец, один из героев сказочного и былинного эпоса; мы встречаем его (по текстам XVIII в.) в числе «сильных богатырей» вместе с Самсоном Колывановичем и Святогором, в свите князя Владимира. В споре с Аникой-богатырем Смерть упоминает Палкана в ряду наиболее сильных и непобедимых богатырей.
По другим данным, «чудище Полканище, Полкан Полканович» является дублетом Идолища Поганого : «в Киеви людей поедает, по туриному жвачку жует»; Илья Муромец, обменявшись одеждой с калекой, является в Киев, застает Палкана за едой и, посмеявшись над его обжорливостью, раскалывает на двое.
В другой былине Палкан является кормчим Сокола — корабля, которым командует Илья Муромец (Киреевск. I, 40).
Палкан попал в русский народный эпос с песьей головой и другими характерными признаками из средневековой переработки 4-й книги поэмы «Reali de Francia», заключающей в себе повесть о «Бове Королевиче» (Buovo d’Antona). Палкан — Pulicane, пес-богатырь — родился от знатной христианской сеньоры и пса . В повести о Бове Палкан послан преследовать героя, спасшегося бегством из плена. Палкан вступает с Бовой в бой, в котором Бове помогает его конь. В русской сказке Палкан бьёт Бову, подобно русским богатырям, целым дубом, но побежден Бовой и делается верным его другом. На такое происхождение Палкана в русской сказке и затем в былине указано было А. А. Котляревским, Пыпиным, Александр. Веселовским. По мнению Бессонова, не выдерживающему критики, Палкан — коренной русский богатырь, а не итальянского происхождения; имя его происходит будто бы от «Пол-конь».
Палкан известен в русской литературе давно: Азбуковник XVII в. сообщает о нем, что Палкан — получеловек, полуосел; это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя Палкана стало нарицательным для людей необыкновенной силы; так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из «за-астраханских степей». Проводником в народную среду представлений о богатыре П. были переводы названной итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в., изданной акд. А. Веселовским («Из истор. ром. и повестей», II). В XVII в. число рукописей и переводов увеличивается; в XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Палканом. Из лубочной сказки о Бове Палкан переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает Палкан, напавшего на китайское царство, и т. д. Отсюда при несомненном воздействии лубочной литературы на народную сказку и былину П. появляется и в былинном эпосе, занимая место постепенно забываемых Идолища и Ермака (в былине о Соколе-коробле).Но все-таки первоначально Палкан воин-псеголовец
Как видим псеголовцы часто выступают наемниками в войнах видимо для устрашения, в 13-15 веке они начали вымирать или вырождаться ,в познем Средневековье некоторые воинственые племена носили вместо шлемов волчьи головы чтобы напугать противника,и быть похожими на настоящих псеголовцев,допускаю в дальнейшем остатки етих существ скрывались в труднодоступных джунглях,лесах и горах,а возможно кто то из них еще живет около нас просто мы не замечаем...