Palkan771 Admin
Сообщения : 581 Дата регистрации : 2011-07-26
| Тема: Очевидное - Невероятное : Упыри Сб Мар 23, 2013 9:02 pm | |
|
Живой мертвец или упырь - ближайший родственник вампира.
В Украине считали, что упыри обладали двумя душами, одна из которых оставалась с ним после смерти. Причем упырями могли быть как живые люди, так и мертвецы, выходящие по ночам из своих гробов.Врожденные упыри появлялись с маленьким хвостиком или с шестью пальцами.
Предпосылки для превращения в живого мертвеца
Происхождение упыря может быть самым разным, но обычно сводится к трем основным причинам:
- "Неправильное погребение", то есть оставление тела без погребения или погребение не "по правилам", без должных обрядов - будь то ошибка или постороннее вмешательство в похоронный ритуал.
Даже если покойный был при жизни хорошим человеком и умер спокойно в своей постели, он мог стать упырем, если через его домовину перепрыгнула кошка или перелетела курица. Также если гробом случайно задели косяк двери, или на гроб попали капли дождя, град. Иногда и похороненный по всем правилам мог превратиться в упыря, если родные слишком горевали о нем, называли его по имени, то есть фактически звали его.
- "Неправильная смерть" - в первую очередь смерть неестественная. Упырем мог стать тот, кто умер ночью, наложил на себя руки или замерз в поле. Часто упыри - это погибшие, чье убийство не было отомщено: любой, кто умер насильственной смертью, мог выйти из могилы и восстановить справедливость (хотя для такой сущности есть термин "ревенант").
- "Неправильная жизнь" - наделяются способностью вставать из могилы и те, кто был при жизни как-то заметен. "Отметина" эта может быть как наследственной -дети, родившиеся "в сорочке", в результате кровосмешения, пятые сыновья в семьях, где одни мальчики, а также дети, появившиеся на свет уже с зубами. Согласно румынским легендам, незаконнорожденные или некрещеные дети, ведьмы, колдуны и седьмые сыновья седьмых сыновей обречены стать упырями.
В славянских странах потенциальными упырями часто считали рыжих (считается, что рыжим был и Иуда), а также тех людей, кто спал головой к двери и ногами к образам; после смерти у них носом и ртом шла черная кровь, а глаза не закрывались.
А в Греции, где люди в основном темноглазые, вампирами считались те, у кого были голубые глаза.
Характер и образ жизни человека тоже могли привести к тому, что после смерти ему не лежалось спокойно в могиле: упырями становились люди сердитые и раздражительные, постоянно чем-то озабоченные, не отдающие долги и не исполняющие обещанное. В славянских странах считали, что потенциальными вампирами могут оказаться злые и жестокие люди или же занимающиеся черной магией, а также клятвопреступники, проклятые своими родителями, трупы умерших во грехе. В тот же список входят грешники, отлученные от церкви.
В большинстве фольклорных историй живой мертвец не атакует всех - его гнев направлен на конкретных лиц, будь то его убийцы или родственники, допустившие ошибку в похоронном ритуале. Как правило, упыри охотятся на членов своей семьи: мужья - на жен, жены - на мужей. Молодые девушки разыскивают бывших женихов. Жертва упыря очень часто сама становится упырем.
Как упырь покидает могилу? Он наделен сверхчеловеческой силой и при желании может приподнять могильную плиту. Но в ночь накануне Святого Андрея у молдаван его могут заставить носить на голове собственный могильный камень. Некоторым упырям не нужно прорывать выход на поверхность. Они умеют "просочиться" наверх сквозь землю и, оказавшись на поверхности, принять прежнюю форму...
Различия упырей
Монтегю Саммерс описывает собирательный образ европейского упыря так: "Он ни мёртв, ни жив, но живет в смерти. Он - аномалия: андрогин в мире призраков, пария среди чудовищ. Наяву он тощий и волосатый, а когда насосется, становится таким жирным, что едва не лопается от сытости. Свежая кровь сочится у него изо рта, носа и ушей. Его тело всегда остается ледяным: дряблая кожа всегда хранит мертвенно-бледный и фосфоресцирующий оттенок: но губы у него красные и чувственные, и между ними сверкают выпирающие острые клыки. Ногти, загнутые, словно когти хищной птицы, грязны и сочатся кровью. Его чудовищно зловонное дыхание распространяет запах тления, гниющей плоти. Наконец, волосы у него рыжие, как у Каина и Иуды".
Восточнославянский упырь в чистом виде - скорее не живой мертвец, а "злой колдун". Не случайно в Центральной России упыря чаще называют "еретиком", объясняя его трансформацию отказом от правильной веры. Сами по себе "посмертные хождения" объясняются по-разному: или этих людей "не принимает земля", или, заключив договор с нечистой силой и умерев раньше срока, человек встает из могилы, как бы доживая остальные годы в качестве живого мертвеца. Днем упырь, как правило, спит в своей могиле, просыпаясь в полночь. Он сосет кровь спящих и ужасается крика петуха. Свет не является для него смертельным, но заставляет бежать в убежище...
У западных славян упырь - скорее мертвец, чем колдун, хотя в каждой стране его облик и способности немного отличались. В Польше считали, что упырь не кусает, а имеет раздвоенный кончик языка, которым он и протыкает кожу. Болгарские вампиры имели только одну ноздрю, заостренный язык и "выводились из строя" размещением роз вокруг их могил.
Большинство упырей не являются исключительно кровососами: они именно "едят свои жертвы (хотя могут питаться и чем-то еще), а также пьют кровь". Их период активности может варьироваться, часто от полудня до полночи, и более напоминает распорядок дня обычного человека. Некоторые спят в гробу, наполненном кровью, но это не всегда кровь жертв. Некоторые в критической ситуации превращаются в стаю крыс или иных мелких отвратительных существ (личинки и т.п.), которая разбегается в разные стороны, и для того чтобы его убить, надо уничтожить всех...
Профилактика и способы уничтожения упырей
К превентивным мерам относится "отчитывание", то есть чтение вслух Святого Писания возле гроба умершего в течение трех ночей после смерти. Чтобы покойник не стал упырем, ему под язык клали клочок пергамента с написанным на нем отрывком текста Евангелия от Луки.
На территории Европы считалось, что нежить не может приблизиться к церкви на то расстояние, на котором слышен колокольный звон, а сам звон наносит ему вред или обращает в бегство.
Петушиная кровь жжет упыря, как святая вода. Вообще на духов в бестелесной форме действует много священных предметов вплоть до даосской плетки-мухобойки, которая их рубит. По русским поверьям упырь боялся лутошки (свежесрезанной липовой палки, очищенной от коры), ладана, травы "чертогона".
Многие думали, что противоядием против вампиров может послужить их собственная кровь. Отсюда - заговоренное тесто, где муку смешивали с кровью, вытекавшей из тела вампира. В Польше и Пруссии предпочитали смочить платок в крови из трупа и поить ею всех родственников - или в чистом виде, или подмешивая понемногу в питье. В других местах ели землю с могилы упыря и смазывали грудь его кровью.
Естественно, почти везде упыри боялись огня, так как сгорали в пламени. Отыскав жилище упыря, можно было применить несколько способов, чтобы навсегда покончить с ним: выстрелить в него освященной серебряной пулей или же связать в гробу специальными узлами. Покойников поворачивали ниц, дополнительно уродовали или приваливали большим камнем. В странах Восточной Европы могилу "подозреваемого упыря" набивали соломой, протыкали тело колом, а потом поджигали. Часто голову отделяли от трупа, используя для этого лопату могильщика, заступ или серебряный топорик. Голову затем помещали у ног покойника или возле таза и для надежности отгораживали от остального тела земляным валиком. | |
|