Пророк Илия (или в русском переложении Илья-пророк) – фигура известная и весьма любимая народом. Самой характерной чертой этого персонажа стала, однако, не богоизбранность, а наличие у нашего Ильи воздушного транспортного средства – огненной колесницы, на которой он, избежав смерти, устремился прямо на небеса.
О природе колесницы Ильи спорили в Средние века, спорят и сегодня.
Изображение
Легендарный персонаж Илья-пророк впервые появляется в Ветхом Завете, в Третьей и Четвертой Книгах Царств.
Время его жизни отнесено к правлению царя Ахава, его жены, властолюбивой Иезавели, и их преемника Охозии. Правда, в родных местах пророка Илью звали несколько иначе – Элийяху, и человеком он был, скажем, жестокосердым и фанатичным.
Рукотворные чудеса
Изображение
Этот Элийяху прославился своей фанатичной верой и ненавистью к язычникам. Он решил раз и навсегда покончить с многобожием, процветавшим при дворе Ахава.
Ахав, хотя и был израильтянином, женился на финикийской язычнице, установившей в государстве своего мужа привычные ей культы Ваала и Астарты с сопутствующими этим культам человеческими жертвоприношениями.
В качестве воспитательной меры пророк сперва наслал на языческий народ голод и засуху, что сопровождалось множеством смертей среди самых нищих слоев тогдашнего населения, а затем пообещал силой своей веры дать заблудшим долгожданный дождь и благоденствие.
Единственным условием небесной милости он выставил проведение состязания между жрецами Ваала и им самим: чей бог победит, та вера и есть истинная. Иезавель выставила против одного Элийяху около пятиста жрецов Ваала. Пророк выглядел соответствующим образом: в рубище, с суковатым посохом, с кожаным поясом на бедрах, босой и со спутанными волосами. На фоне превосходно одетых и благоухающих по случаю моления о дожде на горе Кармил жрецов он казался обреченным на поражение. Задача между состязающимися сторонами была проста: вызвать дождь. Жрецы для этого провели свои языческие обряды с положенными жертвами, но небо дождя им не ниспослало. По молитве же Элийяху дождь хлынул почти мгновенно. Однако диспут на этом не завершился: пророк потребовал свершения правосудия и собственными руками прирезал всех бедолаг-жрецов прямо на том месте у вод Иордана, где спустя века будет крестить Иисуса Христа Иоанн Креститель! Такой вот добрый и душевный был пророк Элийяху. Но и на этом он не успокоился: когда посрамленный и опечаленный смертью языческих жрецов царь Ахав отправился на колеснице к своему дворцу, пророк Элийяху бежал впереди царского кортежа около тридцати километров и, очевидно, демонстрировал этому израильскому величеству всю силу своего презрения и торжества. Ахаву оставалось только смириться, но его жена Иезавель казни своих жрецов не простила, и Элийяху бежал от ее гнева в пустыню, где поселился в пещере и кормился с божьей помощью: еду ему приносили задействованные небесным покровителем вороны – дважды в день, утром и вечером, они снабжали пророка мясом и хлебом. Пересидев гнев царицы в пещере, он вернулся и окончательно усмирил Ахава, обвинив того в экономических преступлениях того времени: он незаконно отобрал виноградник у уважаемого человека. А когда Ахава сменил Охозия, не дал и тому вернуться к язычеству (Охозия хотел утвердить культ Вельзевула). С годами одиночество Элийяху осточертело, и он избрал себе ученика Елисея, который оставался вместе с нашим героем до его исчезновения на огненной колеснице.
Исчезновение Элийяху
Изображение
Об этом событии мы знаем только со слов Елисея, который, как он утверждает, лично присутствовал при исчезновении пророка. Дело было так: Элийяху шел со своим учеником по дороге и рассуждал о пользе единобожия и вреде языческого многобожия, ученик слушал своего учителя и внимал каждому слову, как вдруг Элийяху сказал ученику, что пришло его время, и бог возьмет его на небо живым в награду за веру и добродетельное поведение, и добавил: проси, мол, что сделать тебе, прежде чем я буду взят от тебя. Елисею тоже хотелось получить хоть немного небесной милости, и он возопил к учителю такими словами: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Элийяху ответил ему так: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет». И вдруг над ними появилось сверкающее облако, и из этого облака образовалось нечто вроде огненной колесницы, и ясно виднелись в облаке огненные кони.
Элийяху отдал ученику свою милоть (накидку тех времен) и тут же был похищен облаком, и огненная колесница унеслась в небеса. А Елисей, глядя на опустевшее небо и милоть учителя в своих руках, только воскликнул с отчаянием и восторгом: «Отец мой, Отец мой, колесница Израиля и конница Его!» А потом разодрал свои одежды и заплакал.
Так нам повествует об этом Библия.
Считается, что Элийяху был взят на небо живым, как и его допотопный сородич пророк Енох, и что он в положенное время вернется на Землю, когда настанет час небесного суда, то есть в последние времена. Правда, по тем же текстам, Элийяху уже являлся со своих небес: однажды он воплотился в Иоанне Крестителе, чтобы знаменовать явление Иисуса Христа, в следующий раз нам его нужно ждать, когда явится антихрист, потому что Элийяху должен узнать лжемессию и публично об этом объявить.
Транспортное средство под знаком «Х»
Изображение
Но что же такое колесница, на которой пророк укатил в небесную синеву? И куда увезла его эта колесница? Наивная вера первых христиан не ставила существование колесницы под сомнение.
Напротив, они верили, что кони пророка были белыми без единого пятнышка, числом шесть, и явились в огненном облаке, а сам пророк, конечно, отправился в рай и пребывает во славе господней.
Постепенно у этого христианского мифа появилась и сопутствующая детализация: кони получили огненные гривы и огненные подковы, и если народы на земле ведут себя нехорошо, пророк Элийяху – теперь уже, конечно, Илия – может расковать своих лошадей на небесах и швырнуть подковой в грешников, отчего наступит обязательная смерть. Связали они своего Илию и с разными небесными явлениями – грозой, кометами, смерчами, которые этот святой (а Илия единственный из ветхозаветных пророков получил такую честь) являет людям, чтобы вернуть на стезю праведников.
Но в более поздние времена, когда мифология сдала позиции, а вера стала прагматичной, в колеснице пророка стали видеть как раз те явления, которые он и должен по наивной вере ниспосылать. И родилось несколько версий вознесения Илии, касающихся как раз его транспорта в небеса.
По первой такой версии, Илия был вознесен совсем не на колеснице, а во время сильного смерча, сопровождающегося световыми явлениями, то есть попросту Илию засосало внутрь небесной воронки, и единственное, что от него осталось, это та самая милоть в руках Елисея. И все бы хорошо, но милоть в случае смерча должно было разорвать на лоскутья. По второй версии, Илия был уничтожен разрядом молнии, которая сожгла его тело так, что не осталось даже пепла, что технически невозможно, и это известно всем, кто занимается изучением молний.
По третьей версии, Илия был сожжен и разметан небесным болидом, взорвавшимся над землей, и это тоже технически невозможно, поскольку тогда не осталось бы свидетеля его вознесения Елисея, который никак не пострадал. Так что никаким небесным явлением исчезновение Илии не объяснить. От всего, что убивает человека таким способом, остаются следы, и уж никоим образом не остаются свидетели.
На самом же деле, что случилось с Илией, не известно никому, даже его ученику. Вполне вероятно, что не было никакого облака, никаких коней и никакой колесницы в том облаке, а было выплеснувшееся недовольство пророком, и похитила его самая обычная земная колесница с самыми обычными земными воинами, посланными разгневанным царем, которому жестокий и фанатичный пророк был ненавистен. Но ученик Елисей, видевший всюду небесные знаки и веривший словам своего учителя, окрасил это печальное событие небесным светом, и земные кони превратились в небесных, земная колесница – в огненную, а тучи пыли из-под копыт войска – в сверкающее облако, спустившееся персонально за пророком.