Легенды о гномах очень популярны в Европе. Да и по всему миру. А в России? Оказывается, и на наших просторах нашлись места подземным крошкам. Например, в Сибири. Или на Урале. Там не только их тоннели находили. Сибирских гномов люди звали "чучками".
Андрей ПЕРЕПЕЛИЦИН, руководитель межрегиональной группы изучения тайн и загадок Земли и Космоса «Лабиринт», который сам с коллегами отправился по следам сибирских гномов:
«...На 7 вер. от Кунгура по направлению к Перми по Пермскому тракту есть под камнем большое отверстие, в которое может свободно пройти взрослый человек. В пещеру устроены небольшие копанные ступеньки. По народному преданию, в пещере этой проживали когда-то «чучки» - мелкие люди...»
Шаманская бляшка. Такие изделия отливали представители чуди. Не себя ли изображали?
Изображение
Так писал в 1925 году в статье «Неисследованная пещера» местный краевед М.А.Блинов, надеясь, видимо, на то, что необычной пещерой заинтересуются ученые. Увы – надежды не оправдались: в последующие годы пещеру не только не изучили, а вовсе потеряли. Только в 1990-х годах известный пермский спелеолог Игорь Лавров, обнаружив статью Блинова, решил разыскать пещеру чучек. По словам энтузиаста, сделать это было непросто – слишком большие изменения произошли в указанном районе. Только в 2002 году вскрылся ведущий под землю ход...
Увы – хотя пещера, получившая название Бабиногорская, оказалась весьма интересной и разветвленной, с подземными озерами – следов пребывания в ней в древности людей пока обнаружить не удалось. В том числе и «копаных ступенек». Что, впрочем, неудивительно: даже если пещера опознана правильно, то прежний вход в нее ныне перекрыт оползнем...
Однако Бабиногорская пещера - не единственное в Пермском крае место, где по преданиям жили таинственные чучки (кстати, Игорь Лавров выяснил и значение этого слова – в Х1Х веке оно означало «чумазые»). Упоминания о них можно найти в литературе, правда, весьма скудные. Так, в выпущенном в 1970 г путеводителе по Уралу буквально в одной фразе упоминается гора Чучек в нескольких километрах от города Суксун. Добравшись до этого соседнего с Кунгуром райцентра, проходим по домам. Вначале нас ждет облом – коренных жителей почти не осталось, живущие недавно в лучшем случае знают только название высотки. Предания о ее легендарных обитателях помнила только Анна Ивановна Третьякова.
Бляха. Человекоптица. 13-14 в. Бронза. 6,2/3,8 см. Верхнее Прикамье Пермской области
Изображение
- Карлики там жили, их чучками звали! – сходу заявила собеседница, пояснив: - Нет, самих чучек даже в старые времена никто не видел, есть только предание, что ушли они отсюда, когда русские на Урале поселились и их увидели... Но то, что маленькие они были – точно! С вершины горы к речке лесенки из камня были сделаны, вот такой высоты ступенечки (женщина разводит руки на высоту ладони). Несколько было лесенок, я сама их видела! Мой мужик покойный всегда их расчищал. Сейчас-то их, наверное, позатянуло землей, там наверху все разворотили, корчевали лес... Да и речка от горы давно отошла, она наш берег подмывает. Как-то лет пятьдесят назад точно напротив горы Чучек берег обрушился: открылись срубы и тоннель. Все удивлялись, приезжали какие-то люди, изучали, сказали, далеко идет. Потом приехали с аквалангами, полезли и – как они нам сказали – исчез ход: обвалился...
Чудь чудная
Попытки навести среди уральских спелеологов и спелеодайверов справки насчет «подводного тоннеля» привели к обескураживающему результату – никто из них исследования в районе горы Чучек не проводил, и не слышал о таких... Точно так же и археологического ее изучения вроде бы не проводилось. Однако предания про живших когда-то низкорослых людей, то ли вытесненных, то ли выбитых народами-переселенцами, бытуют не только в Пермской области, напротив, распространены на Урале очень широко, хотя именовали карликов по разному:
- Был такой низкорослый народ - чудаки. Они себя, когда новое население пришло, живьем закапывали. Под Харино такое место есть, вроде их могилы. Там любой покажет. Летом на Троицу туда народ приходит, поминает их – просвещал меня молодой охотник в Коми-Пермяцком округе.
Этнограф, ныне редактор Кудымкарской газеты Елена Ивановна Коньшина обобщает:
- Таких рассказов у нас много ходит. Сама записывала. Обычно говорят, что карлики эти, чудь, как чаще их называли, сами себя хоронили, когда завоеватели пришли: копали яму, ставили на столбах крышу, подрубали столбы... Были долго слышны стоны и плач из-под земли. До сих пор туда люди каждый год приходят. Предками чудь не считают, но все равно уважают. На месте одной их «могилы» даже крест поставили.
Share on facebook Share on twitter Share on email Share on print Share on gmail Share on stumbleupon Share on favorites Share on blogger Share on tumblr Share on pinterest_share Share on google More Sharing Services 1
Известный знаток уральских преданий П.П.Бажов про низкорослых людей слышал с детства, а жил он на юге нынешней Свердловской области: «Чаще всего говорилось о «старых людях». Эти «старые люди» натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись, только одну девку оставили смотреть за всем». «Стары люди вовсе маленькие были. Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». «Стары люди – это не русские и не татарва, до них здесь жили».
Гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры...
Вообще говоря, легенды о карликах-рудознатцах издавна бытуют по всей Евразии, только называют их по разному: гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры... Однако уральские предания наиболее реалистичны: подземные жители здесь вовсе не «мальчики с пальчики»: рост их просто немного ниже, чем у обычного человека, обычная оценка: с «подростка». Получается, вполне реальные африканские пигмеи даже ниже легендарных подземных жителей! Да и «духами», выходцами с того света этих детей подземелий на Урале никогда не считали – просто умелый, искусный, но физически слабый народ, вытесненный завоевателями под землю. Из легенд и преданий можно даже выяснить особенности их общественного устройства и культуры. Так, необычно большое число дев-правительниц может говорить о матриархате у чучек. Не чуждо им и имущественное расслоение:
«Сирты (так называют наших героев ненцы) живут теперь внутри земли, потому что они не могут выносить света солнца, они имеют свой язык, но понимают и язык ненцев. Однажды ненец, роясь в земле, напал на пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал: «Оставь нас в покое, мы боимся света и любим мрак земли, но здесь есть ходы, ступай к нашим богачам, если ты ищешь богатства, а мы бедны.» Самоед побоялся идти темными ходами и снова завалил открытую им пещеру*. (* Н.А.Криничная Предания Русского Севера)
Богатые и бедные - все как у людей! Так может, подземные карлики и относятся к роду людскому?
Таинственные невидимки
За легендами часто стоит пусть искаженная, но реальность. Я попытался поискать возможные следы чучек/чуди/старых людей не только в фольклоре, но и среди археологических данных – и их оказалось немало. Однако разрозненных и, как правило, несистематизированных. Еще известный академик Симон Паллас, по заданию Петра составлявший географическое описание Российской Империи, писал о «чудских копях» и даже о найденных в них предметах обихода: рукавичек и сумочке. Чуть позже в том же веке уже российский академик, Иван Лепехин писал:
«Вся самоядская земля и нынешний Мезенский округе наполнена запустевшими жилищами некоего древнего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи, и находят железные, медные и глиняные обломки домашних вещей и сверх того человеческие кости. Русские называют сии домовища чудскими жилищами. Сии запустевшие жилища, по мнению самоедов, принадлежат некоторым невидимкам, собственно называемым по самоядски "сирте".
Особенно же впечатляет загадка «чудского литья». По всему Уралу найдены даже не тысячи, а десятки тысяч так называемых «шаманских бляшек»: литых медных и бронзовых миниатюр, изображающих животных и людей в удивительно экспрессивных позах. В 1910 году один из первых российских археологов А.А.Спицын выпустил целый атлас с рисунками таких вещиц. Изучают их и современные археологи: бляшки есть во многих уральских музеях. Искусствоведы даже термин ввели: «Пермский звериный стиль». Удивительно, но в Средневековье культура их резко исчезает: на южном Урале чуть раньше, на Северном чуть позже. Бесспорно, под влиянием пришедших на Урал переселенцев – тюрков и русских. Куда исчез целый народ древних металлургов? Археологи, с коими я говорил на эту тему, пожимают плечами: часть могла быть перебита, часть ассимилирована. Однако все полуподземные жилища чуди выглядят скорее покинутыми, заметных следов битв нет. Куда же ушли их обитатели? Иногда потомками чуди, ушедшей в глухую тайгу, называют современных хантов и манси – однако, по моему, геометрические орнаменты их вышивок не имеют ничего общего с «пермским звериным стилем».
А вдруг правы легенды, и чудь ушла не в леса, а под землю? Тем более, что опыт сооружения полуподземных жилищ и устройства рудных шахт у этого народа уже был накоплен изрядный. Да и прецеденты имеются.
Однако, если остатки подземной чуди дожили до наших дней – почему они не идут на официальный, так сказать, контакт? Здесь остается только гадать: может быть, подземные вожди доходчиво объясняют подданным, что на поверхности людей на сковородах жарят, можно придумать и другие причины... А может быть, чудаки и в самом деле уже полностью исчезли... Во всяком случае, ясно – инициатива в поисках их следов (а может, чем черт не шутит, и самих карликов) должна принадлежать нам, «верхним людям». Вместе с друзьями, я уже много лет мечтаю о серьезной экспедиции на Полярный Урал. Тем более, что некоторые предания указывают точное местонахождение «пещер чуди».
Однако дилетантизм в таком деле недопустим! В поисках должны принимать участие не только спелеологи, но и археологи, этнографы, в конце концов, переводчики с языков малых народов... Плюс ко всему – места те весьма малонаселенные. Так что займет экспедиция много времени и влетит в не слишком большую, но все же неподъемную для любителей «копеечку». Может быть, интерес к поискам, грозящим открыть новые, неизвестные и неожиданные страницы отечественной истории, особенно истории Севера, проявят спонсоры из числа расположенных в интересующих нас районах нефтегазовых фирм?